Подобно тому как в русской жизни XVI века индивидуалистические и рационалистические тенденции представляли собой лишь одну из компонент этой жизни, так и в Покровском соборе функционально-разумное расчленение наружных масс было подвергнуто глубокой переработке под влиянием свободного творчества народной фантазии.
На примере разбора главного карниза было выше прослежено, как происходила эта переработка. Обратимся теперь к наружным массам здания, взятым в целом, и подвергнем их аналогичному рассмотрению.
Трехчастное расчленение наружного объема Покровского собора не выступает в качестве основной композиционной особенности здания потому, что ему противоречит взаимоотношение основных трех частей друг с другом. При рациональном трехчастном расчленении естественно должна преобладать средняя часть. Последняя, как фриз в антаблементе, является в таком случае господствующим элементом наружного объема, это несомый главный «этаж».
По отношению к нему служебную роль играют цоколь и перекрытие. Немного позднее, чем был построен Покровский собор, эти соотношения нашли себе законченное и предельно логическое выражение в Вилле Ротонде Палладио (около 1560-1570 годов), в которой в широком синтезе как бы объединились основные линии развития всей архитектуры Ренессанса, получившей своего рода завершение в этом здании.
Цоколь Виллы Ротонды, которому соответствуют лестницы, действительно несет бельэтаж, так ярко выделенный портиками, а те части, которые расположены над пьянонобиле, т.е. «мезонин», кровля и купол, венчают собой здание.