Наружный объем Покровского собора пронизан двумя силовыми потоками, направленными друг на друга. С одной стороны, аркада поднимает галерею над землей и возносит ее высоко над повседневной жизнью. С другой стороны, пространство галереи, заключенное между парапетом и главным карнизом, т.е. сфера деятельности человека, «этаж», отведенный для его движений, занимает относительно очень незначительное место в архитектурном образе, так как над ним с огромной силой довлеет гигантская сложнейшая и очень выразительная верхняя часть.
Значение последней в архитектурной композиции Покровского собора выступает особенно отчетливо при сравнении с Виллой Ротондой в которой парадные залы, интерпретированные вместе с наружными портиками как монументальное обрамление пирующего человека (ср. мотив пира в архитектурном обрамлении, родственном зданиям Палладио, на картинах Веронезе !), занимают господствующее место.
Им подчинено все остальное, так как в Вилле Ротонде царит образ всесторонне развитого человека, господствующего над природой и космосом. В отличие от произведений древневосточной архитектуры, например от египетской пирамиды или от больших египетских храмов, в которых человек принижен и придавлен гигантскими массивами, этими как бы искусственными горами, в Покровском соборе человеку отведено существенное место в архитектурной композиции, что достигается не в последнюю очередь рациональным трехчастным расчленением архитектурных форм.