Согласно народным представлениям, внутри гор живут «скрытники» . С ними можно общаться посредством земных поклонов перед горами и при помощи особой молитвы. Эти представления в своих истоках связаны с языческим культом земли.
«Бывало, в овине летом кто-нито заночует, ночью-то выйдет, оборотится к горам, ан горы ти и сияют. И видно: кресты, церковные маковки». Горы во время таких видений становятся похожими на церкви. С другой стороны, Покровский собор сам подобен искусственной горе или группе холмов.
Игумен Панфил в 1505 году писал в своем послании об Ивановской ночи: «… яко же древле согрешиша людие,… сих же пожре земля живых во един день 20 и 3 тысящи…».
Правда, Вассиан Патрикеев насмешливо говорил Иосифу Волоцкому: «И ты, господине Иосифе, сотвори молитву да недостойных еретиков пожрет земля». Все же не только Домострой назидательно говорит про евреев, согрешивших в пустыне: «…тогда пожре земля их», но и образованные люди считали последнее реально возможным.
Филофей верит в то, что в его время в Западной Европе некоторые города целиком «земля пожре». Даже сам Иван Грозный говорит о подобных происшествиях столь образно и с такой верой в возможность их, что не остается сомнения в том, что он их понимал буквально: «…и земли убо зинувши пропастию великою, змию оттуду страшну зияющую».