Мы произносим слово «Кижи»-и перед нами мысленным взором появляется многоглавый силуэт: две церкви и колокольня-Кижский архитектурный ансамбль. Мы приближаемся к острову-и перед нами уже наяву встают кижские храмы. Кижи без них немыслимы,как невероятны они и без водных просторов Онего, без островов, покрытых мелколесьем, без огромного,необъятного небесного свода. Неразрывное единство воды, неба и великой архитектуры! Кажется, будто эти храмы родились вместе с озером и островом…
Как выглядели кижские храмы той поры, увы, неизвестно, но дошедшие до нас покоряют своей простотой и величием.
Преображенская церковь хорошо видна и с воды, и с соседних островов. Стройный пирамидальный силуэт напоминает мощную, идеальную по пропорциям ель, возвышающуюся над плоскостью острова Кижи и гладью озера, господствует над окружающим пространством…Церковь должна воздействовать на человека издалека,задолго до того, как он ступит на берег. Смотришь на Преображенскую церковь вблизи и ощущаешь легкость , с которой взбегают вверх главы,единым и мощным движением возносящие к небу центральный купол.
Покровская церковь строилась как зимняя, необходимо было сделать так, чтобы она вторила Преображенской, дополняла ее, была своеобразным архитектурным эхом.
Эхо слышно по всему Заонежью.
Кижский ансамбль триедин.Дополняют друг друга, сливаются в стройное трио разные архитектурные мелодии.Одна доминирует,вторая и третья вторят, варьируют главный мотив. Третья-колокольня-самая простая мелодия Кижского трио. На колокольне было шесть колоколов, звон от которых раздавался далеко над мерцающим озером и зелеными лесистыми островами.
Кижский ансамбль — образ русской земли, гордость за наших предков.