Главный «этаж» Покровского собора высоко приподнят над окружающим — над площадью и городом с его шумной жизнью. В XVI веке высота подклета и галереи казалась еще большей, так как близко стояло множество низких, по преимуществу деревянных жилых домов, с которыми контрастировали крупные формы Покровского собора и его цокольной части.
Очень существенную композиционную роль играли открытые арочные проемы галереи в угловых частях собора. По сравнению со всеми другими наружными членениями Покровского собора они отличаются более крупным масштабом своих форм. Они задуманы в крупном плане, что сильно отделяет их от более мелкой и дробной архитектуры жилых домов городских кварталов, на фоне которых был в XVI веке виден Покровский собор.
Благодаря этому увеличена дистанция между городом, Красной площадью и главным «этажом» собора, его наружной галереей. Арочные проемы под лестницами нарастали по направлению к большим аркам под галереей, постепенно подготовляя их формы и связывая их с окружающим.