Выдающийся древнерусский писатель Ермолай-Еразм записывает в конце 40-х годов XVI века услышанную им в устной передаче народную повесть о Петре и Февронии муромских: «…да помянете же и мене прегрешнаго, списавшаго сие, елико слышах, неве-дый, аще инии суть написали вёдуще выше мене».
Сколь глубоко подобные произведения народного творчества проникали в русскую жизнь XVI века, показывает тот факт, что в 1552 году Иван Грозный, отправляясь в поход против Казани, заехал в Муром поклониться «сродником своим» — князю Петру и княгине Февронии.
Главным мотивом народной легенды о Петре и Февронии является борьба со змием, в образе которого воплощены были темные силы. Отправляясь в Казань, Иван Грозный считал и себя также змиеборцем — носителем светлого начала, призванным победить темную силу татар.
Царь придавал этой легенде большое значение, что доказывается, кроме того, постройкой Иваном Грозным в Муроме надгробной церкви Петру и Февронии, в которой в XVI веке лежали их тела. Этот случай позволяет иначе взглянуть на мотивы построения храма, создатели которого руководились не только желанием соорудить гробницу святым.