Древнее славянское население области, охватываемой современной Польшей, стало христианским более тысячи лет назад. Первая православная епархия была основана в 10 веке. Польский двор постепенно попал под влияние Рима, и православие все больше подавлялось.
Польское православие
Брестский Союз 1596 года, за который иезуиты несут основную ответственность, вызвал решительное сопротивление со стороны большинства знати на востоке тогдашней Польши, что ограничивало распространение униатской церкви восточного обряда. Возникли новые монастыри и были созданы православные братства для защиты местной веры. Когда их церкви возглавляли священники-униаты, верующие часто собирались в неосвященных зданиях, чтобы участвовать в праздновании православной литургии. Когда страна была разделена во второй половине 18-го века, восточная половина Польши стала частью России, и, следовательно, православное население перешло под юрисдикцию Русской православной церкви. В 1918 году снова возникло независимое польское государство, и митрополит Польской Православной Церкви попытался обеспечить автокефальный статус церкви. Это было достигнуто в 1924 году через Вселенский Патриархат; Автокефалия была официально объявлена в Польше в 1925 году и была признана Русской Православной Церковью в 1948 году.
Отношения с Римско-католической церковью
Период между двумя мировыми войнами сопровождался рядом трудностей для православного населения. С согласия польских государственных органов римско-католическая церковь захватила часть имущества, принадлежащего православной церкви. Когда восточная граница страны была изменена после второй мировой войны, большая часть страны с ее православным населением стала советской территорией и снова вошла в состав Русской православной церкви. После демократических изменений в стране в 1991 году был принят специальный закон об отношениях между государством и Польской Автокефальной Православной Церковью. Это гарантирует равные права для церкви и дает возможность начать работу в армии и восстановить церковную собственность. Отношения с Римско-католической церковью в Польше остаются напряженными, несмотря на новый экуменический климат.
Святой Собор (совет), состоящий из всех епископов (в настоящее время восемь) под председательством митрополита, является высшей властью. Столичный совет — это консультативный совет, состоящий из представителей духовенства и мирян, из которых избирается президиум. Священников обучают в духовной семинарии и Христианской духовной академии в Варшаве, в которой есть православная секция, предлагающая пятилетний курс. В университете в Белостоке есть также кафедра православного богословия, которая занимается только научной работой. Специальные православные религиозные курсы также предлагаются школой православной иконографии в Бельске-Подляском и школой православного пения в Хайновке. Работу с молодежью и детьми ведет Товарищество православной молодежи в Польше.