Русское подворье в Бари уникальный для Западной Европы памятник. С XIX века много произведений национального зодчества было создано за пределами России. Но в отличие от большинства из них, которые выдержаны в московско-ярославском стиле, церковное здание в Бари выполнено в редком стиле псковско-новгородском. Кроме церковного здания, воздвигнут и колоссальный странноприимный комплекс, который напоминает древнерусский терем.
Памятник зодчества
Начав карьеру в церковном строительстве, А. В. Щусев по-авторски курировал барградские архитектурные работы. Комитетом была поставлена задача — построить большой комплекс по подобию новгородско-псковских сооружений, которые были в начале XV века. Масса чертежей и рисунков была сделана увлеченным молодым зодчим— от общей композиции ансамбля до малейших деталей интерьера. Но война и революция остановили работы, и сейчас памятник представлен без богатой внутренней отделки, задуманной автором.
Церковь построена двухэтажным зданием, с нижней «зимней» и верхней «летней» церковью.
большой храмовый образ выделяется в нижнем храме имени святителя Спиридона Тримифунтского, который был освящен в 1921 г. В крипте имеется большая модель подворья, которая дает ясное представление о задуманной грандиозности комплекса. Чтимая икона с ликом святителя Николая и частицей его мощей относится к святыням.
Оформление
За исключением апсиды, главный храм остался не расписанным. Иконостас был в 1955 году к освящению. Чета парижских художников Бенуа безвозмездно создали его иконы в 1950-х годах. Композиция яруса иконостаса соответствует канонической схеме: образ Спасителя водружен справа от Царских врат, слева от него — образ свт. Николая. Образ Божией Матери размещен справа от Царских врат. «Тайная Вечеря» расположена над Царскими вратами, которые украшают иконы Благовещения и четырех Евангелистов. Образа Архангелов — на боковых вратах.
Икона Знамения Божией Матери в высокой конхе апсиды написан теми же французскими художниками Бенуа, Спас на Престоле — ниже.
Огромное паникадило выделяется на белом своде. Его изготовили в Сербии на паломнические средства, которые собрал иеромонах Исайя в 1998 году.
Территория
Являясь собственностью муниципалитета, подворье расположено на большом участке площадью 7200 кв. м. С 1982 г. эта зона была поставлена вместе с постройками на учет в Комитете по охране памятников.
Территория подворья была в 1937 году разделена на две части высокой стеной: одна часть оставалась в пользовании православной общины; вторая, большая часть с садом, отдана городским учреждениям, которые занимали странноприимницу.
На стене храма в 1967 г. была выложена мозаикой икона свт. Николая с Евангелием. А в 1971 г. в саду «церковной» части возвели и освятили маленькую Никольскую часовню, посвященную памяти Николая II.