Монастырь «Дева Мария Витоша», известный как Драгалевский, названный в честь близлежащей деревни, является наиболее репрезентативным храмом близ Софии. Он занял свое законное место в числе главных церковных святынь Болгарии после падения османского владычества.
История монастыря
Монастырь возник в конце XIV века и известен как «София Мала Света Гора». Упоминание о болгарском царе Иване Шишмане говорит о том, что храм построен во времена Второго болгарского царства. Старая надпись над входной дверью в подъезде старой церкви показывает, что монастырь был реконструирован и расписан в 1476 году при участии мецената из Софии боярина Радослава Мавра. Правители и бояре щедро пожертвовали на святую обитель имуществом и средствами, поэтому местное население называло его «королевским монастырем». В отличие от большинства болгарских монастырей, «Дева Мария» долгое время была защищена от разрушения османскими захватчиками. К сожалению, после завоевания Софии турками в 1382 году монастырь подвергся насилию и был оставлен его монахами. Он расположен у подножия Камен-дель-Пика на горе Витоша, в девяти километрах от Софии. Монастырь стоит амфитеатром у подножия горы, и тонет в зелени близлежащих холмов.
Живопись церкви
В монастырском комплексе есть большой двор. Рядом находятся две монастырские церкви – Успения, конца 14 века, и церковь Св. Мины, построенная в 1932 году. Сегодня из старого монастырского комплекса сохранилась только более молодая церковь. Это небольшая однонефная церковь, с упрощенным архитекторским планом, состоящим из прихожей, удлиненного наоса и полукруглой апсиды. В здании использовались кирпичная кладка из печеного кирпича. Фрески, найденные в старой церкви, находятся на двух культурных слоях, от двух разных периодов — XV и XVII веков. Старая церковь украшена замечательными фресками. Старейшая, в духе художественной традиции, которая существовала в Средетской области в то время, и продолжает традиции Тырновской школы живописи четырнадцатого века. Большая часть стен покрыта более поздней фреской. Самыми старыми являются фрески в наосе церкви. Оригинальная картина полностью сохранилась. Представлены сценарии Ветхого Завета «Гостеприимство Авраама», «Жертва Авраама», «Пророк Илия в Воронье кормовой пещере».
Реконструкция монастыря
Реконструкция монастыря продолжалась в 17 веке. Обновили фрески внешней северной стены церкви, в том числе изображения видных монахов православного Востока. В 1932 году в старой церкви были построены флигель и кольцевая галерея, поэтому эти фрески, сегодня находятся в интерьере второй монастырской церкви, которая прикреплена к старому зданию. Монастырь был важным культурным центром Софийской литературной школы. Многие священные книги, драгоценные памятники культуры, которые пришли к нам, были написаны и переписаны здесь. Известны некоторые рукописи и имена писцов и грамматиков, работавших в монастыре, например, Николай, который скопировал евангелие в 1469 году.