Главная // Россия // Шатрообразность

Шатрообразность

Форма шатровой сени, выраженная наиболее отчетливо именно в ней, повлияла также и на приделы, малые и большие, а также на все здание, взятое в целом. Шатрообразность в некоторой степени присуща завершениям всех приделов: она выражена в ярусах кокошников; она выступает также в общих очертаниях всего наружного объема Покровского собора — пирамидального и обладающего треугольным силуэтом.

Столп, бесстолпный кубический храм и шатровая сень оказываются тремя ведущими мотивами архитектурной композиции Покровского собора, взаимно проникающимися в наружной структуре здания и одновременно с этим противопоставленными друг другу в трех основных частях здания — больших приделах, малых приделах и центральном храме.

Рациональное трехчастное расчленение массива Покровского собора является античным наследием, которое передалось русской архитектуре через посредство византийского зодчества.

Аналогичное расчленение содержится, например, в киевской Софии, с ее наружной открытой галереей. В XVI веке русские архитекторы, движимые общей тенденцией к рациональному, наблюдаемой в русской жизни того времени, начиная со второй половины XV века, возродили разумное трехчастное расчленение наружных объемов зданий, внутренне соприкоснувшись в этом отношении с архитектурой Ренессанса, а в некоторых случаях вступив с ней также и во внешний контакт, заимствуя у нее архитектурные формы и композиционные принципы.

Почитать еще