Народная легенда была записана как рассказ о реальных происшествиях, в нее верили как в описание событий, действительно имевших место, и как в символ, образно вскрывавший одну из сторон жизни, в данном случае наличие в мире добра и зла и борьбу добра со злом.
Народной легендой заинтересовались и ее записали в значительной степени с точки зрения ее практического влияния на действительность середины XVI века.
Легенда продолжала жить и развиваться, она стала осуществляться в действительной жизни. Казанский поход Ивана Грозного представлял собой как бы продолжение развития легенды о Петре и Февронии. Происшествия, рассказанные в легенде, рассматривали как «прообраз» грядущих событий.
Нечто подобное связано также и с архитектурой Покровского собора, в которой трезвый рационализм органически сочетается с сочной народной фантастикой и с глубоким символическим осмыслением архитектурных форм.
Чтобы еще образнее представить себе архитектуру Покровского собора, нужно помнить, что фантастическое одушевление реального мира было присуще не только простым крестьянам отдаленного Севера, но и самым образованным русским людям XVI века, разделявшим с народом непосредственное отношение к окружающему. Характерны в этом смысле представления русского человека XVI века о земле.