История и жизнь восточных православных церквей были отмечены непрекращающимися преследованиями и массовыми убийствами византийских, персидских, мусульманских и османских держав. Страдания оказали глубокое влияние на их жизнь, свидетельство, богословие и духовность. И все же эта жизнь креста не привела их к полной изоляции и замкнутости.
Усилия обновления
Несмотря на продолжающиеся страдания, эти церкви поддерживали себя постоянными усилиями обновления. В условиях императива новых реалий и требований меняющихся времен они смогли бросить вызов сильному традиционализму и внутреннему наследию, которое преобладало в течение некоторого времени из-за исторических обстоятельств. В то время как древние традиции все еще доминируют, в этих церквях дует свежая жизненная сила и творческий потенциал, как на их родине, так и в диаспоре. Они значительно оживили монашескую жизнь как богатый источник духовности, евангелизации и диаконии для духовенства, а также для мирян, мужчин и женщин. Они реорганизовали богословское образование. Воскресные школы стали центрами напряженной деятельности. Созданы молодежные движения и студенческие объединения. Семинары по изучению Библии, курсы христианского формирования мирян, посты и ежедневные празднования святых являются яркими выражениями глубокой духовности и евангелизационного проникновения и охвата, которые питают и формируют эти общины веры.
Богословский диалог
Хотя восточные православные церкви пострадали от западных миссионерских усилий на христианском Востоке, как католических, так и протестантских, они всерьез восприняли экуменический вызов. Они твердо верят, что встреча вместе, совместная молитва и вступление в откровенный и критический диалог со своими экуменическими партнерами — это воля Господа. Всемирный совет церквей является для них наиболее всеобъемлющим инструментом экуменического движения, предоставляя им глобальную основу для тесных и конструктивных отношений и сотрудничества с другими церквями.
После столетий изоляции друг от друга, православные церкви Востока наконец встретились в 1965 году в Аддис-Абебе. На этом историческом собрании руководители церкви подтвердили свою принадлежность к одной вере. Они приняли несколько решений, которые по многим причинам не были полностью реализованы. Задача по-прежнему заключается в том, чтобы придать больше ясности и ощутимого выражения единству веры православных церквей. Среди вопросов, которые им необходимо решать вместе, — влияние секуляризма, возрождение религиозного фундаментализма и растущая миграция верующих из родных стран в другие части мира. С 1996 года главы трех церквей на Ближнем Востоке (коптской, армянской и сирийской) создали основу для ежегодных собраний, на которых они обсуждают общие проблемы и проблемы. Помимо диалога с восточными православными, православные как семья также ведут богословский диалог с Всемирным альянсом реформатских церквей, католической церковью и англиканской общиной.