Область, занятая теперь Албанией, простирается вдоль северного побережья Ионического моря и южного побережья Адриатики и лежит на суше вдоль западной части оси, образованной Игнатийским путем. Страна была вовлечена в политический и интеллектуальный процесс, который шел тогда в римской, византийской и османской империи. В то же время она стал мишенью для варварских нападений и разграбления различными народами (гуннами, готами, норманнами, сербами, булгарами, венецианцами и др.), стремившимися проникнуть на эту территорию. Его самые фундаментальные столичные центры всегда были многоэтническими по составу.
Ранний христианский период
Раскопки памятников, которые были сделаны в последние несколько десятилетий, выявили тот факт, что они встречаются в основном с пятого или шестого века. В Тепе, за пределами Эльбасана, была обнаружена базилика возрастом, вероятно, четвертого века. Наиболее распространенным типом церковной архитектуры этого периода являются трехэлементные базилики. Боковые стены отмечены чередующимися колоннами и причалами, у некоторых есть тройной раковина. Зал церквей был найден в Антигоне, Аполлонии и Анхиасмосе. Ранние христианские баптистерии все еще находят в Финики, например, Лин, и — самая лучшая из всех — в Бутринте.
Византийский период
Новые типологические формы архитектуры можно увидеть в храмах десятого века. Иногда они однобокие, иногда они следуют традиции базилики (Св. Стефан в Дхерми). С раннего византийского периода сохранилась необычная базилика святого Николая в Перонди из Берата. Именно в этот период был открыт новый тип церкви, церковь крестовых покровов (Ано Эпископе, Косина). Большое внимание уделяется внешнему виду церкви (купола, украшенные окна и комбинации кирпичной кладки и каменной кладки). Типичным примером является церковь Девы Марии в Лабове и Криките, десятого века, которая имеет исключительные художественные достоинства. В регионе Шкодра можно увидеть влияние западноевропейской архитектуры в церквах тринадцатого века, таких как Св. Сергиос и Бачос на берегу реки Буна. Присутствуют византийские и романские особенности. Византийские церкви раскрывают романские влияния, в то время как византийские картины по-прежнему доминируют даже в зданиях романского стиля. На юге были построены отдельно стоящие церкви, например, Св. Иоанн Креститель в Бобоштице. Базилики стали строить реже, а куполообразный квадратный тип стал правилом (например, в в Монастыре Богородицы в Звёрнеце). Превосходным византийским памятником, возможно, тринадцатого века для архитектурно-декоративной композиции является церковь Святого Николая.
Строительство церквей полностью остановилось на первом этапе османской оккупации. Начиная с середины шестнадцатого века в монастырях, которые обычно строились в непривычных местах, появились хорошо развитые архитектурные формы. В восемнадцатом веке было построено больше церквей, с улучшенной архитектурой и орнаментом. Основной упор делался на внутреннее пространство, внешность здания оставалась простой.